|
Концепция развития
психологической службы гимназии
на 2001-2003 год.
    В основе работы Психологической
службы гимназии лежит положение о службе практической психологии
образования в Российской Федерации от 29.03.95 года №7/1, Конвенция
о правах ребенка, нормативные акты и документы, приказы и инструкции
Департамента образования, Положение о психологической службе в гимназии
№2.
    Психологическая служба гимназии работает в
режиме функционирования.
    Цели и задачи работы психологической службы
определяются на основе анализа проблем, особенностей, специфики
гимназии, запросов специалистов, работающих в гимназии и системы
профессиональных предпочтений психологов.
    Целью деятельности психологической службы
на данном этапе является совершенствование системы социально-психологического
сопровождения.
    Сопровождение понимается как совокупность
нескольких компонентов:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса
ребенка и динамики его психического развития в процессе его школьного
обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности
участников образовательного процесса
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания
помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
    Объектом школьной психологической практики
выступает обучение и психологическое развитие ребенка, предметом
– социально-психологические условия успешного обучения и развития.
Задачи:
• Проведение психологического мониторинга развития детей;
• Разработка системы условий для развития познавательных способностей
и личности учащихся через:
- разработку индивидуальных траекторий развития учащихся на основе
данных мониторинга;
- повышение психологической компетентности педагогов через систему
индивидуальных консультаций, семинаров, совместный анализ уроков
и т.д.;
- повышение психологической компетентности родителей через систему
родительского всеобуча, индивидуальных и групповых консультаций
и бесед.
• Построение и реализация развивающих и коррекционных программ для
учащихся, испытывающих различные трудности.
    Психологическая служба является проводником
идей развития, содействия развитию всех участников образовательного
процесса. Особенности становления учебной деятельности включены
в основные направления работы психологов. Решение задач развития
является приоритетным и подчиняет себе все виды работ Психологической
службы, а не наоборот.
    Для качественного решения данных задач используются
все направления работы психолога в школе (психодиагностика, психопрофилактика,
развивающая и коррекционная работа, консультирование).
    Психопрофилактическая работа заключается в
проведении или организации просветительской работы с педагогами,
родителями и детьми. Психологи принимают участие в семинарах, работе
проблемных групп, “круглых столов”, педагогических советов гимназии,
организуют и проводят беседы, встречи с детьми, классные часы по
интересующим детей вопросам, выступают на родительских собраниях.
    В гимназии разработана и реализуется система
психологического сопровождения профессионального самоопределения
учащихся.
    Специальным направлением в работе службы является
сопровождение эксперимента. Разработана и реализуется программа,
отслеживания развития детей, обучающихся по программе
Эльконина-Давыдова (таких психических новообразований
как учебная деятельность и ее субъект, а также теоретического мышления
с такими его составляющими, как содержательная рефлексия, анализ,
планирование, абстрагирование и обобщение).
    Осуществляется сопровождение перехода педагогического
коллектива от ознакомительного этапа системы РО к полноценной реализации
идей развития, получения собственного опыта, осознанию его. В этом
направлении Психологической службой разрабатываются схемы анализа
уроков разного типа, а также используются проектирование и моделирование
уроков и учебных занятий в творческих группах педагогов РО и индивидуально
для повышения педагогической компетентности, актуализации творческого
ресурса педагогов РО.
    Актуальной проблемой остается реализация программы
педагогического всеобуча для родителей. Психологи оказывают помощь
классным воспитателям в подборе литературы, разработке активных
форм проведения родительских собраний, организации условий для рефлексивного
анализа каждого мероприятия.
    Однако, по мнению классных воспитателей, эффективность
программы невысока, в силу нескольких причин: отсутствие у классных
воспитателей необходимых навыков работы с людьми, имеющими отличную
от сложившейся в гимназии системы ценностей, неготовность части
родителей к взаимодействию с педагогическим коллективом по вопросам
воспитания, а также недостаточное владение классными воспитателями
содержанием психического развития ребенка.
    Для решения этой проблемы необходимо продумать
систему обучения педагогов по присвоению навыков конструктивного
общения с различными группами родителей.
    Психодиагностика показателей психического
развития учащихся осуществляется в режиме мониторинга методиками,
адекватными исследовательским задачам: используются как традиционные
методики (Венгер, Стотта, Торренс, Кеттелл, Аэмтхауэр, ГИТ, MBTI
и т. д.), так и экспериментальные, разработанные авторами программы
РО (В.А. Гуружаповым, А.З. Зак, Г.А. Цукерман, Г.В.Репкиной и Е.В.
Заика).
    Психологическая служба продолжает заниматься
разработкой собственных вариантов методик, адаптацией ряда методик
на собственной выборке, с наработкой нормативных показателей и рекомендаций
для педагогов.
    Поисковая, коллективно-распределенная деятельность
предполагает совместную ответственность за выдвижение и реализацию
задач развития. Плодотворной и эффективной будет работа, если Психологическая
служба будет выполнять не свои задачи, а задачи общие, которые следуют
от проблем гимназии.
    Только в рамках диалога каждый из его участников
получает возможность преодоления односторонности подхода к решению
задач.
<<НА
ГЛАВНУЮ>>
|
|