|
Общие
принципы развивающего образования по системе Д.Б.Эльконина-В.ВДавыдова
Целостная
система развивающего образования опирается на главные положения
нескольких специально разработанных психологических теорий
1.
Теория двух типов обобщения и мышления. Опираясь на философское
и логическое понимание мышления, В.В.Давыдов разработал эту
теорию применительно к педагогике и психологии;
образования. Если в традиционной педагогике и психологии образования
ум (мышление) чаще всего рассматривался в его нерасчлененном
виде, без выделения в нем разных типов, то вслед за философско-логическим
различением двух разных типов мышления, В.В.Давыдов предложил
различать в психологии учения эмпирическое и теоретическое мышление.
Теоретическое
мышление начинает формироваться у детей лишь тогда, когда они
усваивают в процессе учебной деятельности теоретические знания.
2.
Теория учебной деятельности и ее субъекта. В этой теории, разработанной
Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и их сотрудниками, речь идет не
об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении,
происходящем в форме специфической учебной деятельности. Философия
и психология показывают, что деятельность человека всегда связана
с творческим преобразованием действительности. Усвоение школьником
тех или иных знаний в форме учебной деятельности начинается
с творческого преобразования усваиваемого им материала.
Именно
желание и умение учиться характеризует школьника
как субъекта учебной деятельности, обладающего вместе
с тем такими важными личными качествами, как самостоятельность,
инициативность, ответственность и т.д.
Нужно
отметить, что первоначально школьники выполняют
учебную деятельность совместно, т.е. поддерживают друг
друга в принятии и решении учебной задачи, проводят дискуссии
по вопросам выбора лучших действий, лучшего пути решения.
Иными словами, на первых этапах формирования учебной деятельности
она выполняется коллективным субъектом. Но постепенно
эту деятельность начинает самостоятельно осуществлять каждый
ребенок, становящийся индивидуальным ее субъектом. Индивидуализация
учебной деятельности происходит по преимуществу в основной школе.
3.
Теория развивающего обучения. Согласно основным идеям научной
работы Л.С.Выготского, всеобщими и необходимыми формами психического
развития человека являются его обучение и воспитание. Они могут
быть, конечно, как стихийными, так и целенаправленными, но всегда
именно благодаря им человек присваивает различные ценности материальной
и духовной культуры. Это присвоение осуществляется в процессе
собственной деятельности человека, воспроизводящей те способности
ранее живущих людей, посредством которых эти ценности сами исторически
возникали и развивались.
Психологические
исследования показывают, что любое обучение в той или иной степени
способствует развитию у детей способностей и качеств личности
(например, традиционное обучение развивает у школьников эмпирическое
мышление и память). Поэтому необходимо четко показывать, что
конкретно развивают данные виды обучения и воспитания
и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным
возможностям человека. Нужно также иметь в виду, что некоторые
виды обучения и воспитания могут тормозить или не обеспечивать
полноценное психическое развитие человека,
Таким
образом, для теории развивающего обучения принципиальным является
положение о необходимости формирования у школьников желания
и умения учиться, т.е. формирования субъекта учения .
Таким
образом, развивающее обучение, реализующее теоретическую концепцию
Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, представляет собой целостную систему,
которая по своим целям, содержанию, типу учебной активности
школьника, методам обучения, характеру взаимоотношений между
участниками учебного процесса, формам его организации и коммуникативным
процессам альтернативна системам обучения, сложившимся в рамках
традиционной общеобразовательной школы.
<<НА
ГЛАВНУЮ>>
|
|